:

Выступленне Міністра замежных спраў Беларусі Сяргея Алейніка на 78-й сесіі Генеральнай Асамблеі ААН

02.10.2023 г.

Господин Председатель,

Эта высокая трибуна десятилетиями служила важной цели, направленной на проведение дискуссии о том, как сделать жизнь на планете безопаснее и лучше. К сожалению, в последнее десятилетие эта дискуссия не воплощалась в конкретные позитивные действия.

Как следствие, ситуация в глобальной политике лишь ухудшается. Эта тенденция негативно отражается и на всех других сферах международных отношений.

А какова роль Организации Объединенных Наций в этих процессах? Быть лишь трибуной для дискуссии? Многие видят именно в этом ее роль.

Поэтому неудивительно, что в адрес Организации часто звучат обвинения за бездействие и неспособность остановить нарастающий глобальный хаос, остановить трехмерный кризис в области безопасности, продовольствия, энергетики, который уже охватил весь мир!

Подобные обвинения, конечно же, не совсем справедливы. ООН – это все мы!

Организация может сделать ровно столько, сколько ей позволят ее государства-члены. С одной стороны, это правильная логика. С другой стороны, это логика опасного детерминизма. Она подразумевает, что ООН является заложником каких-то внешних сил и сможет эффективно выполнять свой мандат лишь когда произойдут позитивные изменения во внешней среде.

Не кажется ли, что нечто подобное мы уже когда-то слышали?

Такое же отношение было и к Лиге Наций накануне Второй мировой войны. Всего столетие назад на берегу Женевского озера также много дискутировали об угрозах того времени. Однако дискуссия не возымела эффекта и мир неумолимо скатывался в бездну. А Лига Наций ушла в забвение из-за своей бесполезности.

Организацию Объединенных Наций может постигнуть такая же участь, если она останется пассивным наблюдателем. Убеждены в том, что подавляющее большинство государств-членов не желают такого исхода. Если так, то ООН должна не ждать, а действовать!

Организация должна работать на результат, который спровоцирует позитивные изменения во внешних факторах, обеспечит мир, стабильность и устойчивое развитие на всей планете. Это очень сложная задача в нынешних условиях «ядовитой» глобальной политики. Однако, если мы как государства-члены или здравомыслящее Глобальное Большинство поможем нашей Организации, то эта задача будет под силу ООН.

Известный американский дипломат Джордж Кеннан в контексте оценки отношений Советской России с Западом столетие назад утверждал: «Определенная степень конфликта и антагонизма присутствует в любых международных отношениях, поэтому некоторая мера компромисса необходима повсюду, если политические общества хотят жить вместе на одной планете».

Давайте руководствоваться этим мудрым советом и, несмотря на высокую степень антагонизма в современной международной системе, искать компромисс и согласие повсюду. И давайте действовать в рамках ООН!

Мы видим несколько ключевых шагов.

Во-первых, необходимо прекратить политику остракизма в ООН. Эта практика противоречит самой сути Организации! Ведь по Уставу ООН все ее члены равны! Давайте уважительно и равноправно относиться друг к другу! Никто не должен опускаться до оскорблений и неуважительной лексики, например, использования слова «режим» в отношении законных властей государств-членов.

Аналогичным образом определенные страны должны отказаться от своих попыток ограничивать возможности для участия в работе ООН для любых других ее членов. Такое поведение является прямым нарушением Устава ООН. Более того, вся история многосторонней дипломатии учит, что общий позитивный результат достигается только через инклюзивность и сотрудничество.

Во-вторых, отдельные государства-члены должны прекратить попытки превратить ООН и организации ее системы в инструмент своей внешней политики. Вовлечение Организации в политизацию лишь дискредитирует ее в глазах простых людей на планете. Ведь ООН создавалась для сотрудничества в интересах людей, а не для сведения счетов одних государств с другими.

Убеждены, что проблемы двустороннего характера не должны выноситься в международные организации в качестве «яблока раздора».

В-третьих, мы можем и должны успешно работать в ООН по вызовам общего характера. При этом давайте подходить к их решению по логике «от простого к сложному». К последнему блоку, безусловно, относятся темы безопасности – назовем их условно вопросы «первого уровня». Именно они являются наиболее опасным, я бы даже сказал, взрывоопасным «яблоком раздора» в глобальной политике.

Остальные направления – вопросы «второго уровня», как например, борьба с изменением климата, транснациональной преступностью, пандемиями и болезнями, которые решаемы. Все страны мира одинаково страдают от их последствий. Все в равной степени заинтересованы в эффективных ответах таким вызовам.

Так, давайте активизируем работу в этом направлении! Результатов ждут обычные люди на нашей планете! Приведу весьма показательный пример того, как можно успешно работать сообща даже в условиях острых политических разногласий.

На состоявшейся 32-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности в Вене в мае Беларусь инициировала проект резолюции по теме борьбы с торговлей людьми в цепочках поставок. Первоначально страны Запада по политическим мотивам негативно восприняли инициативу Беларуси. Однако, все же включившись в переговорный процесс, они поняли важность инициативы и стали работать на позитивный результат. Резолюция была принята консенсусом и все заинтересованные стороны приступили к ее реализации.

Давайте применять этот подход и ко всем другим проблемным вопросам «второго уровня»! В частности, мы ожидаем такой же конструктивной работы на этой сессии по двухгодичной резолюции Беларуси под названием «Укрепление координации усилий в борьбе с торговлей людьми».

Однако, где здравый смысл всем нам особенно необходим, так это в нахождении путей разрешения глобального продовольственного кризиса. Давайте исходить из того, что в мире достаточно продовольствия для всех. В то же время, миллионы людей на планете голодают.

Это «противоречие» является результатом односторонних незаконных санкций, которые западные государства вводят в нарушение Устава ООН против неугодных им стран или в целях получения преимуществ в конкурентной экономической борьбе.

Санкции, в свою очередь, ограничивают возможности по экспорту удобрений, продовольствия в развивающиеся государства, которые более всего в них нуждаются. Следовательно, глобальный продовольственный кризис является рукотворным, а не системным. Как таковой его легко разрешить – необходимо всего лишь устранить незаконные барьеры.

Страны, поставившие преграды, должны их убрать! И это касается не только глобальной продовольственной безопасности, но и всех других направлений международной жизни.

Односторонние меры принуждения, введенные Западом прямо или косвенно практически против всех государств остального мира, должны быть немедленно отменены! Этого требуют и здравый смысл, и общие интересы всех людей на планете!

Убеждены в том, что прогресс по решению в рамках ООН глобальных проблем «второго уровня» позволит создать фон взаимного доверия для совместной и результативной работы по блоку вопросов безопасности. В этой области мы наблюдаем «сдвиг силы» (power shift) от Запада к Остальному миру (from the West to the Rest of the world). Подобные «сдвиги» в истории часто сопровождались войнами. Однако, в наших силах направить этот процесс в мирное русло.

Наилучший способ сделать это – расширить категорию постоянных членов Совета Безопасности ООН. Совет не отражает сегодняшние геополитические реалии. Три из его пяти постоянных членов являются представителями Запада. Они не заинтересованы в изменении статус-кво в мире. Как следствие, Совет не выполняет свои функции по поддержанию международного мира и безопасности. Только более представительный и демократичный орган справится с этой задачей. Поэтому, расширение категории постоянного членства за счет крупных развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки является императивом времени.

Отрадно, что Китай и Россия поддерживают такую реформу Совета, о чем они неоднократно заявляли. Призываем остальные три постоянных члена Совета Безопасности признать новые реалии и согласиться на их закрепление в обновленном органе. Господин Председатель, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко еще в 2017 году выступил с инициативой «запуска» глобального диалога по безопасности.

Эта инициатива была попыткой предотвратить раскручивание негативной спирали в глобальной политике. К сожалению, некоторые ключевые «игроки» не захотели услышать этот разумный призыв. Как следствие, архитектура безопасности в Европе дала серьезный сбой. Но, никогда не поздно сделать то, что правильно. Если мы все хотим сделать жизнь на планете безопаснее и лучше – как постоянно заявляется с этой трибуны – у нас нет иного выбора, кроме как вести диалог и договариваться.

Глава белорусского государства неизменно подчеркивает важность организации такого диалога в духе Сан-Франциско. Действительно, конференция в Сан-Франциско дала жизнь нашей Организации и надежду всему миру на лучшее будущее. Такая же надежда нужна нам всем и сегодня! Убеждены в том, что ООН является той площадкой, где эта инициатива должна быть реализована.

Вкладом в процесс глобального диалога рассматриваем международную конференцию по теме «Евразийская безопасность: реальность и перспективы», которую Беларусь проводит в Минске 26 – 27 октября 2023 г.

Господин Председатель,

Беларусь не может не затронуть тему конфликта в соседней стране – Украине. Нам очень тяжело наблюдать, как уже полтора года страдают близкие нам люди.

К сожалению, Украина и ее народ стали разменной монетой в «Большой Игре» Запада за сохранение своей глобальной гегемонии. Очевидно, что, наращивая поставки вооружений в эту страну, Запад настроен на «продолжение войны до последнего украинца».

Но, хочет ли этого Украина? Нужна ли украинцам война на истощение? Убеждены, что – нет!

Беларусь, со своей стороны, всегда выступала за мир в соседней стране и предпринимала для этого все возможные меры. Как отмечает Президент Беларуси, мы и сейчас готовы сделать все от нас зависящее.

Благодарю вас.

 

Господин Председатель,

Эта высокая трибуна десятилетиями служила важной цели, направленной на проведение дискуссии о том, как сделать жизнь на планете безопаснее и лучше. К сожалению, в последнее десятилетие эта дискуссия не воплощалась в конкретные позитивные действия.

 

Как следствие, ситуация в глобальной политике лишь ухудшается. Эта тенденция негативно отражается и на всех других сферах международных отношений. А какова роль Организации Объединенных Наций в этих процессах? Быть лишь трибуной для дискуссии? Многие видят именно в этом ее роль.

Поэтому неудивительно, что в адрес Организации часто звучат обвинения за бездействие и неспособность остановить нарастающий глобальный хаос, остановить трехмерный кризис в области безопасности, продовольствия, энергетики, который уже охватил весь мир!

 

Подобные обвинения, конечно же, не совсем справедливы. ООН – это все мы!

Организация может сделать ровно столько, сколько ей позволят ее государства-члены. С одной стороны, это правильная логика. С другой стороны, это логика опасного детерминизма. Она подразумевает, что ООН является заложником каких-то внешних сил и сможет эффективно выполнять свой мандат лишь когда произойдут позитивные изменения во внешней среде. Не кажется ли, что нечто подобное мы уже когда-то слышали?

Такое же отношение было и к Лиге Наций накануне Второй мировой войны. Всего столетие назад на берегу Женевского озера также много дискутировали об угрозах того времени. Однако дискуссия не возымела эффекта и мир неумолимо скатывался в бездну. А Лига Наций ушла в забвение из-за своей бесполезности. Организацию Объединенных Наций может постигнуть такая же участь, если она останется пассивным наблюдателем. Убеждены в том, что подавляющее большинство государств-членов не желают такого исхода. Если так, то ООН должна не ждать, а действовать!

Организация должна работать на результат, который спровоцирует позитивные изменения во внешних факторах, обеспечит мир, стабильность и устойчивое развитие на всей планете. Это очень сложная задача в нынешних условиях «ядовитой» глобальной политики. Однако, если мы как государства-члены или здравомыслящее Глобальное Большинство поможем нашей Организации, то эта задача будет под силу ООН.

 

Известный американский дипломат Джордж Кеннан в контексте оценки отношений Советской России с Западом столетие назад утверждал: «Определенная степень конфликта и антагонизма присутствует в любых международных отношениях, поэтому некоторая мера компромисса необходима повсюду, если политические общества хотят жить вместе на одной планете».

Давайте руководствоваться этим мудрым советом и, несмотря на высокую степень антагонизма в современной международной системе, искать компромисс и согласие повсюду. И давайте действовать в рамках ООН!

Мы видим несколько ключевых шагов. Во-первых, необходимо прекратить политику остракизма в ООН. Эта практика противоречит самой сути Организации! Ведь по Уставу ООН все ее члены равны! Давайте уважительно и равноправно относиться друг к другу! Никто не должен опускаться до оскорблений и неуважительной лексики, например, использования слова «режим» в отношении законных властей государств-членов.

Аналогичным образом определенные страны должны отказаться от своих попыток ограничивать возможности для участия в работе ООН для любых других ее членов. Такое поведение является прямым нарушением Устава ООН. Более того, вся история многосторонней дипломатии учит, что общий позитивный результат достигается только через инклюзивность и сотрудничество.

Во-вторых, отдельные государства-члены должны прекратить попытки превратить ООН и организации ее системы в инструмент своей внешней политики. Вовлечение Организации в политизацию лишь дискредитирует ее в глазах простых людей на планете. Ведь ООН создавалась для сотрудничества в интересах людей, а не для сведения счетов одних государств с другими.

Убеждены, что проблемы двустороннего характера не должны выноситься в международные организации в качестве «яблока раздора». В-третьих, мы можем и должны успешно работать в ООН по вызовам общего характера. При этом давайте подходить к их решению по логике «от простого к сложному». К последнему блоку, безусловно, относятся темы безопасности – назовем их условно вопросы «первого уровня». Именно они являются наиболее опасным, я бы даже сказал, взрывоопасным «яблоком раздора» в глобальной политике.

 

Остальные направления – вопросы «второго уровня», как например, борьба с изменением климата, транснациональной преступностью, пандемиями и болезнями, которые решаемы. Все страны мира одинаково страдают от их последствий. Все в равной степени заинтересованы в эффективных ответах таким вызовам. Так, давайте активизируем работу в этом направлении! Результатов ждут обычные люди на нашей планете! Приведу весьма показательный пример того, как можно успешно работать сообща даже в условиях острых политических разногласий.

 

На состоявшейся 32-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности в Вене в мае Беларусь инициировала проект резолюции по теме борьбы с торговлей людьми в цепочках поставок. Первоначально страны Запада по политическим мотивам негативно восприняли инициативу Беларуси. Однако, все же включившись в переговорный процесс, они поняли важность инициативы и стали работать на позитивный результат. Резолюция была принята консенсусом и все заинтересованные стороны приступили к ее реализации.

 

Давайте применять этот подход и ко всем другим проблемным вопросам «второго уровня»! В частности, мы ожидаем такой же конструктивной работы на этой сессии по двухгодичной резолюции Беларуси под названием «Укрепление координации усилий в борьбе с торговлей людьми». Однако, где здравый смысл всем нам особенно необходим, так это в нахождении путей разрешения глобального продовольственного кризиса. Давайте исходить из того, что в мире достаточно продовольствия для всех. В то же время, миллионы людей на планете голодают. Это «противоречие» является результатом односторонних незаконных санкций, которые западные государства вводят в нарушение Устава ООН против неугодных им стран или в целях получения преимуществ в конкурентной экономической борьбе.

 

Санкции, в свою очередь, ограничивают возможности по экспорту удобрений, продовольствия в развивающиеся государства, которые более всего в них нуждаются. Следовательно, глобальный продовольственный кризис является рукотворным, а не системным. Как таковой его легко разрешить – необходимо всего лишь устранить незаконные барьеры. Страны, поставившие преграды, должны их убрать! И это касается не только глобальной продовольственной безопасности, но и всех других направлений международной жизни.

 

Односторонние меры принуждения, введенные Западом прямо или косвенно практически против всех государств остального мира, должны быть немедленно отменены! Этого требуют и здравый смысл, и общие интересы всех людей на планете! Убеждены в том, что прогресс по решению в рамках ООН глобальных проблем «второго уровня» позволит создать фон взаимного доверия для совместной и результативной работы по блоку вопросов безопасности. В этой области мы наблюдаем «сдвиг силы» (power shift) от Запада к Остальному миру (from the West to the Rest of the world).

 

Подобные «сдвиги» в истории часто сопровождались войнами. Однако, в наших силах направить этот процесс в мирное русло. Наилучший способ сделать это – расширить категорию постоянных членов Совета Безопасности ООН. Совет не отражает сегодняшние геополитические реалии. Три из его пяти постоянных членов являются представителями Запада. Они не заинтересованы в изменении статус-кво в мире. Как следствие, Совет не выполняет свои функции по поддержанию международного мира и безопасности. Только более представительный и демократичный орган справится с этой задачей. Поэтому, расширение категории постоянного членства за счет крупных развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки является императивом времени.

 

Отрадно, что Китай и Россия поддерживают такую реформу Совета, о чем они неоднократно заявляли. Призываем остальные три постоянных члена Совета Безопасности признать новые реалии и согласиться на их закрепление в обновленном органе. Господин Председатель, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко еще в 2017 году выступил с инициативой «запуска» глобального диалога по безопасности.

 

Эта инициатива была попыткой предотвратить раскручивание негативной спирали в глобальной политике. К сожалению, некоторые ключевые «игроки» не захотели услышать этот разумный призыв. Как следствие, архитектура безопасности в Европе дала серьезный сбой. Но, никогда не поздно сделать то, что правильно. Если мы все хотим сделать жизнь на планете безопаснее и лучше – как постоянно заявляется с этой трибуны – у нас нет иного выбора, кроме как вести диалог и договариваться.

 

Глава белорусского государства неизменно подчеркивает важность организации такого диалога в духе Сан-Франциско. Действительно, конференция в Сан-Франциско дала жизнь нашей Организации и надежду всему миру на лучшее будущее. Такая же надежда нужна нам всем и сегодня! Убеждены в том, что ООН является той площадкой, где эта инициатива должна быть реализована.

Вкладом в процесс глобального диалога рассматриваем международную конференцию по теме «Евразийская безопасность: реальность и перспективы», которую Беларусь проводит в Минске 26 – 27 октября 2023 г. Господин Председатель, Беларусь не может не затронуть тему конфликта в соседней стране – Украине. Нам очень тяжело наблюдать, как уже полтора года страдают близкие нам люди.

К сожалению, Украина и ее народ стали разменной монетой в «Большой Игре» Запада за сохранение своей глобальной гегемонии. Очевидно, что, наращивая поставки вооружений в эту страну, Запад настроен на «продолжение войны до последнего украинца». Но, хочет ли этого Украина? Нужна ли украинцам война на истощение? Убеждены, что – нет!

Беларусь, со своей стороны, всегда выступала за мир в соседней стране и предпринимала для этого все возможные меры. Как отмечает Президент Беларуси, мы и сейчас готовы сделать все от нас зависящее. Благодарю вас.

 

Эта высокая трибуна десятилетиями служила важной цели, направленной на проведение дискуссии о том, как сделать жизнь на планете безопаснее и лучше. К сожалению, в последнее десятилетие эта дискуссия не воплощалась в конкретные позитивные действия.

 

Как следствие, ситуация в глобальной политике лишь ухудшается. Эта тенденция негативно отражается и на всех других сферах международных отношений. А какова роль Организации Объединенных Наций в этих процессах? Быть лишь трибуной для дискуссии? Многие видят именно в этом ее роль.

Поэтому неудивительно, что в адрес Организации часто звучат обвинения за бездействие и неспособность остановить нарастающий глобальный хаос, остановить трехмерный кризис в области безопасности, продовольствия, энергетики, который уже охватил весь мир!

 

Подобные обвинения, конечно же, не совсем справедливы. ООН – это все мы!

Организация может сделать ровно столько, сколько ей позволят ее государства-члены. С одной стороны, это правильная логика. С другой стороны, это логика опасного детерминизма. Она подразумевает, что ООН является заложником каких-то внешних сил и сможет эффективно выполнять свой мандат лишь когда произойдут позитивные изменения во внешней среде. Не кажется ли, что нечто подобное мы уже когда-то слышали?

Такое же отношение было и к Лиге Наций накануне Второй мировой войны. Всего столетие назад на берегу Женевского озера также много дискутировали об угрозах того времени. Однако дискуссия не возымела эффекта и мир неумолимо скатывался в бездну. А Лига Наций ушла в забвение из-за своей бесполезности. Организацию Объединенных Наций может постигнуть такая же участь, если она останется пассивным наблюдателем. Убеждены в том, что подавляющее большинство государств-членов не желают такого исхода. Если так, то ООН должна не ждать, а действовать!

Организация должна работать на результат, который спровоцирует позитивные изменения во внешних факторах, обеспечит мир, стабильность и устойчивое развитие на всей планете. Это очень сложная задача в нынешних условиях «ядовитой» глобальной политики. Однако, если мы как государства-члены или здравомыслящее Глобальное Большинство поможем нашей Организации, то эта задача будет под силу ООН.

 

Известный американский дипломат Джордж Кеннан в контексте оценки отношений Советской России с Западом столетие назад утверждал: «Определенная степень конфликта и антагонизма присутствует в любых международных отношениях, поэтому некоторая мера компромисса необходима повсюду, если политические общества хотят жить вместе на одной планете».

Давайте руководствоваться этим мудрым советом и, несмотря на высокую степень антагонизма в современной международной системе, искать компромисс и согласие повсюду. И давайте действовать в рамках ООН!

Мы видим несколько ключевых шагов. Во-первых, необходимо прекратить политику остракизма в ООН. Эта практика противоречит самой сути Организации! Ведь по Уставу ООН все ее члены равны! Давайте уважительно и равноправно относиться друг к другу! Никто не должен опускаться до оскорблений и неуважительной лексики, например, использования слова «режим» в отношении законных властей государств-членов.

Аналогичным образом определенные страны должны отказаться от своих попыток ограничивать возможности для участия в работе ООН для любых других ее членов. Такое поведение является прямым нарушением Устава ООН. Более того, вся история многосторонней дипломатии учит, что общий позитивный результат достигается только через инклюзивность и сотрудничество.

Во-вторых, отдельные государства-члены должны прекратить попытки превратить ООН и организации ее системы в инструмент своей внешней политики. Вовлечение Организации в политизацию лишь дискредитирует ее в глазах простых людей на планете. Ведь ООН создавалась для сотрудничества в интересах людей, а не для сведения счетов одних государств с другими.

Убеждены, что проблемы двустороннего характера не должны выноситься в международные организации в качестве «яблока раздора». В-третьих, мы можем и должны успешно работать в ООН по вызовам общего характера. При этом давайте подходить к их решению по логике «от простого к сложному». К последнему блоку, безусловно, относятся темы безопасности – назовем их условно вопросы «первого уровня». Именно они являются наиболее опасным, я бы даже сказал, взрывоопасным «яблоком раздора» в глобальной политике.

 

Остальные направления – вопросы «второго уровня», как например, борьба с изменением климата, транснациональной преступностью, пандемиями и болезнями, которые решаемы. Все страны мира одинаково страдают от их последствий. Все в равной степени заинтересованы в эффективных ответах таким вызовам. Так, давайте активизируем работу в этом направлении! Результатов ждут обычные люди на нашей планете! Приведу весьма показательный пример того, как можно успешно работать сообща даже в условиях острых политических разногласий.

 

На состоявшейся 32-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности в Вене в мае Беларусь инициировала проект резолюции по теме борьбы с торговлей людьми в цепочках поставок. Первоначально страны Запада по политическим мотивам негативно восприняли инициативу Беларуси. Однако, все же включившись в переговорный процесс, они поняли важность инициативы и стали работать на позитивный результат. Резолюция была принята консенсусом и все заинтересованные стороны приступили к ее реализации.

 

Давайте применять этот подход и ко всем другим проблемным вопросам «второго уровня»! В частности, мы ожидаем такой же конструктивной работы на этой сессии по двухгодичной резолюции Беларуси под названием «Укрепление координации усилий в борьбе с торговлей людьми». Однако, где здравый смысл всем нам особенно необходим, так это в нахождении путей разрешения глобального продовольственного кризиса. Давайте исходить из того, что в мире достаточно продовольствия для всех. В то же время, миллионы людей на планете голодают. Это «противоречие» является результатом односторонних незаконных санкций, которые западные государства вводят в нарушение Устава ООН против неугодных им стран или в целях получения преимуществ в конкурентной экономической борьбе.

 

Санкции, в свою очередь, ограничивают возможности по экспорту удобрений, продовольствия в развивающиеся государства, которые более всего в них нуждаются. Следовательно, глобальный продовольственный кризис является рукотворным, а не системным. Как таковой его легко разрешить – необходимо всего лишь устранить незаконные барьеры. Страны, поставившие преграды, должны их убрать! И это касается не только глобальной продовольственной безопасности, но и всех других направлений международной жизни.

 

Односторонние меры принуждения, введенные Западом прямо или косвенно практически против всех государств остального мира, должны быть немедленно отменены! Этого требуют и здравый смысл, и общие интересы всех людей на планете! Убеждены в том, что прогресс по решению в рамках ООН глобальных проблем «второго уровня» позволит создать фон взаимного доверия для совместной и результативной работы по блоку вопросов безопасности. В этой области мы наблюдаем «сдвиг силы» (power shift) от Запада к Остальному миру (from the West to the Rest of the world).

 

Подобные «сдвиги» в истории часто сопровождались войнами. Однако, в наших силах направить этот процесс в мирное русло. Наилучший способ сделать это – расширить категорию постоянных членов Совета Безопасности ООН. Совет не отражает сегодняшние геополитические реалии. Три из его пяти постоянных членов являются представителями Запада. Они не заинтересованы в изменении статус-кво в мире. Как следствие, Совет не выполняет свои функции по поддержанию международного мира и безопасности. Только более представительный и демократичный орган справится с этой задачей. Поэтому, расширение категории постоянного членства за счет крупных развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки является императивом времени.

 

Отрадно, что Китай и Россия поддерживают такую реформу Совета, о чем они неоднократно заявляли. Призываем остальные три постоянных члена Совета Безопасности признать новые реалии и согласиться на их закрепление в обновленном органе. Господин Председатель, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко еще в 2017 году выступил с инициативой «запуска» глобального диалога по безопасности.

 

Эта инициатива была попыткой предотвратить раскручивание негативной спирали в глобальной политике. К сожалению, некоторые ключевые «игроки» не захотели услышать этот разумный призыв. Как следствие, архитектура безопасности в Европе дала серьезный сбой. Но, никогда не поздно сделать то, что правильно. Если мы все хотим сделать жизнь на планете безопаснее и лучше – как постоянно заявляется с этой трибуны – у нас нет иного выбора, кроме как вести диалог и договариваться.

 

Глава белорусского государства неизменно подчеркивает важность организации такого диалога в духе Сан-Франциско. Действительно, конференция в Сан-Франциско дала жизнь нашей Организации и надежду всему миру на лучшее будущее. Такая же надежда нужна нам всем и сегодня! Убеждены в том, что ООН является той площадкой, где эта инициатива должна быть реализована.

Вкладом в процесс глобального диалога рассматриваем международную конференцию по теме «Евразийская безопасность: реальность и перспективы», которую Беларусь проводит в Минске 26 – 27 октября 2023 г. Господин Председатель, Беларусь не может не затронуть тему конфликта в соседней стране – Украине. Нам очень тяжело наблюдать, как уже полтора года страдают близкие нам люди.

К сожалению, Украина и ее народ стали разменной монетой в «Большой Игре» Запада за сохранение своей глобальной гегемонии. Очевидно, что, наращивая поставки вооружений в эту страну, Запад настроен на «продолжение войны до последнего украинца». Но, хочет ли этого Украина? Нужна ли украинцам война на истощение? Убеждены, что – нет!

Беларусь, со своей стороны, всегда выступала за мир в соседней стране и предпринимала для этого все возможные меры. Как отмечает Президент Беларуси, мы и сейчас готовы сделать все от нас зависящее. Благодарю вас.

 

Господин Председатель, Эта высокая трибуна десятилетиями служила важной цели, направленной на проведение дискуссии о том, как сделать жизнь на планете безопаснее и лучше. К сожалению, в последнее десятилетие эта дискуссия не воплощалась в конкретные позитивные действия. Источник: https://mfa.gov.by/press/news_mfa/f6afb5446fa6e591.html © При использовании материалов сайта ссылка на МИД Беларуси обязательна

Версія для раздрукоўкі

Дыпмісіі Беларусі за мяжой

Усе дыпмісіі Сайт МЗС
Перайсці