:

Кандыдатура Беларусі ў склад Савета Бяспекі ААН 2024-2025

Приоритеты Республики Беларусь

в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН

в 2024-2025 гг.

 

 

Республика Беларусь – суверенное государство со средним уровнем доходов, расположенное в центре Европы.

 

Через белорусскую территорию проходят важнейшие транзитные потоки всего континента, в том числе один из магистральных транспортных коридоров Евразии с юго-запада на северо-восток.

 

Беларусь не имеет выхода к морю, однако по ее территории проходят кратчайшие транспортные пути, связывающие два моря – Балтийское и Черное.

 

Страна занимает 53-е место и входит в группу стран с очень высоким уровнем по индексу человеческого развития.

 

Исторически в мирное время Беларусь всегда была важным перекрестком торговых путей и контактов Западной и Восточной цивилизаций. Страна пережила тяготы и невзгоды двух мировых войн, став в годы военных лихолетий ареной ожесточенных сражений, понеся бесчисленные жертвы среди мирного населения и серьёзные разрушения национальной инфраструктуры.

 

За вклад белорусского народа в победу над фашизмом во Второй мировой войне Беларусь была устроена чести стать одной из 50 государств-учредителей Организации Объеденных Наций.

 

 

Умение находить общий язык, искать компромисс, ценить и поддерживать мир на своей земле заключены в генетическом коде белорусского народа.

 

Важнейшими основополагающими принципами внешней политики Республики Беларусь являются:

- отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам;

- многовекторность;

- соблюдение общепризнанных норм международного права;

- приверженность построению гармоничного многополярного мироустройства, гарантирующего мир, безопасность, стабильность и устойчивое развитие для всех государств без исключения.

 

Являясь активным участником многостороннего сотрудничества, Республика Беларусь рассматривает ООН как центральную универсальную международную организацию, обладающую необходимым потенциалом для эффективного решения насущных глобальных и региональных проблем.

 

Именно это понимание лежит в основе флагманских белорусских инициатив в ООН, которые носят объединительный и созидательный характер, направлены на развитие сотрудничества, укрепление доверия и безопасности. Республика Беларусь является признанным лидером в продвижении международного сотрудничества в области противодействия торговле людьми. Выступает за продвижение продовольственной и энергетической безопасности. Поддерживает необходимость учета специфики и интересов стран со средним уровнем дохода.

 

Республика Беларусь внесла весомый вклад в процесс ядерного разоружения и в снижение уровня угрозы военного конфликта на европейском континенте за счет сокращения обычных вооружений, военной техники и личного состава Вооруженных сил.

 

Республика Беларусь инициировала принятие в 1998 году на 53-й сессии ГА ООН резолюции о создании в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) зоны, свободной от ядерного оружия.

 

Республика Беларусь стала первым в мире государством добровольно отказавшимся от обладания ядерным оружием. В рамках выполнения обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе Беларусь уничтожила более 3000 единиц обычных вооружений и военной техники, по Конвенции о запрещении противопехотных мин – более 3,4 млн. противопехотных мин.

 

Республика Беларусь стала инициатором создания «пояса добрососедства» в регионе Восточной Европе посредством заключения двусторонних договоренностей о дополнительных мерах укрепления доверия и безопасности в военной сфере с соседними странами, оказывала практическое содействие мирному урегулированию на региональном уровне, а также реализации Повестки дня – 2030 [1].

 

Участие Республики Беларусь в миротворческой деятельности

Республика Беларусь участвует в миротворческой деятельности ООН и совершенствует свой опыт работы на этом направлении. С 2010 года национальный миротворческий контингент представлен в миссии Временных сил ООН в Ливане, как в военном, так и медицинском компонентах. Кроме того, белорусские военнослужащие ранее работали в штабе сектора «Запад» Временных сил в составе итальянского контингента.

В 2015 году Беларусь присоединилась к обновленной системе учета выделенных национальных сил и средств для участия в миссиях ООН, в рамках которой наша страна предоставляет информацию о возможностях по предоставлению миротворческого персонала в состав операций по поддержанию мира.

Белорусская сторона поддерживает развитие взаимодействия в сфере миротворческой деятельности не только в ООН, но также и в рамках ОДКБ.

 

Основополагающие принципы политики Республики Беларусь в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН

Республика Беларусь в суверенном качестве никогда не являлась членом СБ ООН. Единственное членство Беларуси в этом органе было в период 1974-1975 годов, будучи в составе СССР.

В связи с этим для белорусской стороны, которая признавалась донором стабильности и региональной безопасности, весьма важно приобрести бесценный опыт по выстраиванию архитектуры международной безопасности в рамках взаимодействия с государствами-членами СБ ООН, включая пять постоянных членов Совета.

В случае избрания в непостоянные члены Совета Безопасности ООН на 2024 – 2025 годы Республика Беларусь, выступая как ответственный участник международных отношений, намерена:

- неукоснительно соблюдать ключевые положения статьи 24 Устава Организации Объединенных Наций, определяющей компетенцию и функции Совета Безопасности ООН[2];

- содействовать дальнейшему укреплению авторитета ООН в деле поддержания мира и безопасности в соответствии с международным правом;

- воздерживаться от внесения инициатив, обладающих конфронтационным потенциалом;

- конструктивно взаимодействовать с другими государствами-членами Совета Безопасности ООН;

- содействовать продвижению конструктивных предложений и пользующихся консенсусом инициатив стран-членов восточноевропейской региональной группы и государств-участников Движения неприсоединения.

 

Приоритетные направления политики Республики Беларусь в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН

Получив право стать непостоянным членом Совета Безопасности ООН, Беларусь сконцентрирует усилия на следующих приоритетных тематических направлениях.

 

Международный мир и безопасность:

- содействие созданию условий для запуска диалога между глобальными мировыми игроками по вопросам международной и региональной безопасности и укреплению мер доверия;

- поощрение создания и укрепление существующих механизмов межрегионального диалога между военно-политическими и экономическими союзами и иными интеграционными объединениями;

- поддержка процессов мирного урегулирования вооружённых конфликтов и кризисных ситуаций;

- участие в процессах совершенствования миротворческой деятельности ООН при формулировании мандатов миротворческих операций, которые должны быть четкими, реалистичными и не влекущими за собой избыточных финансовых расходов для государств-участников.

 

Вопросы разоружения, нераспространения и контроля над вооружениями:

- поддержка пользующихся максимально широким консенсусом инициатив, нацеленных на принятие новых мер в сферах разоружения, нераспространения и контроля над вооружениями;

- поддержка международной архитектуры ядерного нераспространения и разоружения через укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия и содействие скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;

- повышение эффективности глобальных режимов нераспространения оружия массового уничтожения – Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия Конвенции о запрещении химического оружия, резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004);

- продвижение инициатив, направленных на недопущение размещения на европейском континенте ракет средней и меньшей дальности;

- содействие созданию условий для формирования у населения земного шара осознания необходимости демилитаризации международных отношений.

 

Противодействие террористическим угрозам и международная информационная безопасность:

- активное участие в реализации контртеррористической стратегии ООН и укреплении международного сотрудничества в деле предотвращения терроризма и борьбы с ним во всех его формах и проявлениях;

- содействие созданию международных и региональных механизмов по укреплению безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наращиванию национальных потенциалов и развитию систем защиты с целью минимизации рисков недобросовестного использования ИКТ;

- формирование пояса «цифрового добрососедства» через заключение двусторонних и многосторонних договоренностей по обеспечению международной информационной безопасности.

 

Улучшение эффективности работы Совета Безопасности ООН:

- содействие сохранению центральной роли СБ ООН в вопросах сохранения мира и безопасности;

- повышение оперативности, транспарентности и эффективности принимаемых решений;

- исключение дублирующих функций Совета с другими основными органами ООН;

- недопущение политизации повестки дня этого органа.

 

Реформирование Совета Безопасности ООН

- содействие в проведении поступательного и выверенного диалога по вопросам реформы СБ ООН на основе принципов транспарентности, инклюзивности и многосторонности;

- соблюдение консенсуса в принятии решений по этой реформе;

- продвижение взвешенного и эволюционного подхода при равной географической представленности.

 

[1] Согласно статье 23 Устава ООН “Генеральная Ассамблея избирает десять других членов Организации в качестве непостоянных членов Совета Безопасности, уделяя, в особенности, должное внимание, в первую очередь, степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению”.

[2] - поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

- расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

- выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;

определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер.

Дыпмісіі Беларусі за мяжой

Усе дыпмісіі Сайт МЗС
Перайсці